Высокоорбитальное направление в работе ГЛОНАСС

Высокоорбитальное направление в работе ГЛОНАСС

Высокоорбитальное направление в работе ГЛОНАСС


ГЛОНАСС активно развивается, и наглядное подтверждение этому — высокоорбитальный космический комплекс. Такой апгрейд позволит кардинально повысить точность спутниковой навигации и расширить её применение для нужд геодезии, транспорта и других отраслей. 

ГЛОНАСС, GPS, Beidou, Galileo... Глобальные навигационные системы — не что-то изолированное. Рядовой пользователь смартфона, включая геолокацию, часто даже не задумывается, что его гаджет получает данные сразу с нескольких аппаратов разных систем. Особенно это актуально в условиях затенения сигнала спутников особенностями рельефа или современного мегаполиса. И там, где одна система не справляется, на помощь приходит другая.

Подход разумный, однако напрямую влияет на навигационную независимость стран. И чтобы обеспечить её в полной мере, как раз и создаётся высокоорбитальное дополнение к ГЛОНАСС. Новый спутниковый сегмент позволит на территории России обеспечить более высокие навигационные характеристики. Предполагается, что такие спутники будут двигаться по специальным орбитам — так называемым геосинхронным наклонным, трассы которых образуют на Земной поверхности, образно говоря, две восьмёрки. Новые космические аппараты разместятся на высоте порядка 36 000 километров — вместо 19 100 километров сегодняшних «Глонассов».

По оценкам экспертов «„Информационные спутниковые системы“ имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), один такой аппарат на территории России и Арктики будет работать в два раза эффективнее, чем среднеорбинальный. Кроме этого, спутник будет летать, по большей части, над нашей страной. И, соответственно, финансовые затраты станут более рациональными. Ведь, в первую очередь, они пойдут на улучшение услуг геолокации для жителей России, а не всего мира, как в случае использования навигационных аппаратов на классических орбитах. Впрочем, рассматривается и вопрос предоставления услуг системы на коммерческой основе для ряда стран, территорию которых тоже охватит зона обслуживания спутников высокоорбитального комплекса.

Как и другие «Глонассы», они будут излучать навигационный сигнал, а также в дополнение к этому в режиме нон-стоп передавать специальные поправки — высокоточную эфемеридновременную информацию. С её помощью рядовые потребители будут определять свою геолокацию с невиданной ранее точностью — доли метра. Это позволит решить многие бытовые задачи, такие как беспилотное вождение автомобиля или доставка посылки прямо на балкон заказчика. И, конечно, новинку оценят специальные потребители: к примеру, геодезисты, авиаторы, а также капитаны морских судов, которые смогут филигранно обходить коварные рифы и мели.

Сейчас высокоорбитальное дополнение к ГЛОНАСС находится на стадии эскизного проектирования. Нашим коллегам предстоит разработать все элементы космического комплекса. В том числе, сами спутники и систему управления ими. Для закладки на их борт высокоточной информации будут использоваться специальные наземные станции. Поэтому на спутниках установят аппаратуру для приёма и последующей передачи этих данных на Землю. Создать космические аппараты планируют с использованием конструктивного задела современного навигационного спутника «Глонасс-К». Появятся у него и принципиально важные новшества, например, дополнительная аппаратура для реализации высокоточной навигации. Поэтому в определённой степени конструкцию изделия придётся изменить — увеличить габариты.

В конечном счете, высокоорбитальная система повысит точность, доступность и надёжность навигации на всей территории России, Арктики и прилегающих стран. Особенно в тех случаях, если есть проблемы с условиями радиовидимости навигационных спутников: например, в горной местности, высокоэтажной городской застройке и даже в Арктике. Предполагается, что высокоорбитальный космический комплекс будет состоять из шести спутников и станет принципиально значимым дополнением к действующей группировке отечественной системы ГЛОНАСС.

Источник: ГК Роскосмос