специальная сессия о космической деятельности

на VI евразийском деловом форуме

Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» на полях VI Евразийского Делового Форума провела Специальную сессию: «Коммерческий космос. Новые возможности для цифровой экономики», модератором которой выступил В.Н.Климов, исполнительный директор Ассоциации.

Подробнее о VI Евразийском Деловом Форумеhttps://eacongress.com/

Специальная сессия была открыта демонстрацией короткого фильма в честь 100-летия со дня рождения Михаила Федоровича Решетнева -основоположника советской и российской практической космонавтики,ученика и сподвижника главного конструктора ракетно-космической техники С. П. Королёва, академика, доктора технических наук, профессора, лауреат государственных премий.

Далее, после вступительного слова В.Н.Климов, исполнительный директор Ассоциации и представил свой доклад: «Создание системы пространственно-временного обеспечения в интересах развития цифровой экономики страны».


«Текущий этап развития экономики характеризуется ускорением процессов информационного взаимодействия, повышения энергосбережения и персонализации процесса потребления товаров и услуг. Создаваемая в результате цифровая экономика будет характеризоваться созданием новых инструментов для решения проблем социально-экономической деятельности государства, созданием современных систем управления территориями, высокой эффективностью различных отраслей экономики. Достижение указанных целей возможно только при наличии у государства высокоточной национальной шкалы времени UTC(SU), единой государственной геоцентрической системы координат, средств доставки параметров шкалы времени и системы координат в соответствующую аппаратуру потребителя, которая позволяет определять пространственно-временное состояние в любой точке на поверхности Земли и водной поверхности, а также в околоземном пространстве.
Особое значение играет наличие в Российской Федерации собственных и самодостаточных современных средств координатно-временного обеспечения (КВО), применение которых позволяет стране сохранить свой политический и экономический суверенитет.
Одновременно, с развитием цифровых технологий происходит слияние технологий навигации (включая высокоточное позиционирование за счет использования корректирующей информации), широкополосной связи (которой также требуется синхронизация с высокой точностью), геопространственных данных различного уровня, что позволяет пользователю получить комплексную услугу с быстрым определением своего положения и положения цели с высокой точностью и с привязкой к местности в заданной системе координат. Эта информация дает возможность пользователю быстрого принятия необходимых решений в зависимости от обстановки и проложить необходимую траекторию с учетом известных ограничений.
Перед нами стоит задача создания системы пространственно-временного обеспечения в интересах развития цифровой экономики страны.»

Затем слово взял следующий спикер Специальной сессии, В.Е.Полторацкий, генеральный директор ИТ-компании TransNetIQ (ООО «АМТ-ГРУПП»), который представил доклад на тему: «Современные тренды развития систем транспортной телематики в условиях импортозамещения».

Ключевые моменты, на которые было обращено внимание гостей:
- Тренды транспортной телематики в условиях импортозамещения: ожидается устойчивый рост рынка транспортной телематики, поскольку на смену западным брендам приходят китайские производители, а российские компании активизируют собственные разработки.
- Цифровизация и телематика для повышения эффективности: платформы нового поколения ориентированы на автоматизацию и контроль всех аспектов транспортных операций. Современные системы включают мониторинг, управление автопарком, контроль безопасности, аналитику и отчётность.
- Новая роль транспортной телематики в России: в условиях ухода ключевых международных платформ, таких как Wialon, российские разработчики получают уникальные возможности для роста. НЦТЛП призван стандартизировать внедрение таких решений, используя единые цифровые окна для доступа к транспортным услугам.
- Требования к новым решениям: современные телематические системы должны быть модульными, отказоустойчивыми и легко адаптируемыми. Примером является платформа СПУТНИК-IoT 3 в 1 — решение для автоматизации и цифровизации предприятий с функциями мониторинга подвижных объектов на открытых и закрытых территориях, а также управления стационарным оборудованием. 

Далее работа Специальной сессии продолжилась выступлением А.Е.Борейко, руководителя проекта ОО «СофтТелематика» с докладом: «Применение технологий ГНСС для обеспечения развития международных перевозок на пространстве ЕАЭС». В своем выступлении А.Е. Борейко особенно обратил внимание участников Специальной сессии на такие ключевые аспекты как:
• развитие международных транспортных коридоров ЕАЭС и формирование единого транспортного пространства: цели, текущее состояние, проблематика
• цифровизация международных перевозок на пространстве ЕАЭС: ключевые проекты и внедряемые технологии
• опыт России и Китая по созданию системы обеспечения международных автомобильных перевозок с использованием технологий ГЛОНАСС и Бейдоу* цифровые сервисы и ключевые направления применения ГНСС для обеспечения международных перевозок, предлагаемые шаги 

Следующим спикером выступил К.И.Рейтор, заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» с докладом: «Вопросы сближения национальных систем правового и технического регулирования сферы навигационной деятельности в рамках ЕАЭС».

"Навигационные технологии, ядром которых является спутниковая навигация, обеспечивают важнейшие сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время насчитывается более 50 видов экономической деятельности, включая госуправление, где применяется навигационная информация, которая в основной своей массе имеет цифровой формат.
Вместе с тем навигационная деятельность, сопоставимая по своей значимости с транспортом, связью и энергетикой, до сих пор не является самостоятельным объектом стратегического планирования и технического регулирования у всех участников ЕАЭС. Соответствующий сегмент их правовых систем также не институализирован. Ввиду критической важности навигационной информации нормативное регулирование ее оборота требует особого внимания в нормотворческой деятельности как на уровне ЕАЭС, так и на национальном. В этой связи видится необходимым постановка и решение задачи сближения законодательства всего государств-членов Союза в данной сфере вплоть до его унификации. "

Затем слово взяла Е.К.Матевосова, кандидат юридических наук, доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, и продолжила работу Специальной сессии докладом: «Правовые границы коммерциализации космоса: экономическая модуляция космического права»

"В настоящее время наблюдается тенденция активизации правотворчества на национальном уровне по нормативному обеспечению тех моделей коммерциализации космоса, которые являются продолжением реализуемой государствами т.н. космической политики.
Изменение правовых границ коммерциализации космоса во многом определяется ресурсными возможностями и объективной необходимостью использования космических технологий в достижении «целей устойчивого развития».
Развитие космической отрасли в контексте проблем сохранения и укрепления технологического суверенитета в будущем будет зависеть от использования новейших технологий, в частности космических, что требует уже сегодня создание правовой основы для эффективной коллаборации государства, частного сектора и академического сообщества при разработке и внедрении таких перспективных технологий". 

Следующим спикером на Специальной сессии выступил А.В.Троицкий, и.о. проректора Технологического университета им. А.А.Леонова, который представил свой доклад: «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А.Леонова: новый подход к подготовке кадров». В докладе была раскрыта история создания университета, начиная с договора о его создании между Российским космическим агенством, ОАО «ИПК «Машприбор» и администрацией г, Королев и тем какой путь прошел университет и как выгладит сейчас, о программе инженерных классов ракетостроительного профиля (классы корпоративного взаимодействия) совмещающими на своей основе работу преподавателей университета, ведущих вузов страны и специалистов профильных предприятий и учебно-производственных мастерских. Особое внимание в докладе было уделено особенностям сотрудничества университета с индустриальными партнерами, выделены важные аспекты такой деятельности, как: инжиниринг, проведение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, изготовление прототипов изделий в интересах индустриальных партнеров.
В заключение своего доклада А.В.Троицкий выступил с приглашением ко всем присутствующим на VI Евразийском Деловом Форуме предприятиям и организациям, но и не ограничиваясь ими, к сотрудничеству и широкому взаимодействию. 

Затем работу Специальной сессии продолжили доклады выпускников и студентов. Так, выступили выпускники специалитета МИИГАиК: И.С.Градский, представил сой доклад на тему: «Исследование влияния комплекса внешних условий на точность позиционирования и ориентирования комбинированной ИНС/ГНСС системы», а также Л.С. Шаталова с докладом на тему: «Оценка влияния локальных изменений метеорологических параметров на точность позиционирования по сигналам ГНСС».

Дале возможность выступить и представить двойные доклады о проведенных работах была предоставлена студентам факультета мировой политики. Д.С. Шишов и М.А.Шиханова представили свой доклад: «Сотрудничество стран ЕАЭС в области навигации и связи: текущее состояние и перспективы», а К.А.Варрес и Г.А.Шмаков выступили с исследованием на тему: «Сравнение космической экономики стран BRICS и BRICS+ и перспективы сотрудничества».

Завершилась работа Специальной сессии «Коммерческий космос. Новые возможности для цифровой экономики» вручением почетных сертификатов и памятных подарков студента и выпускникам ведущих российских ВУЗов выполнившим свои выпускные квалификационные работы по информационно-навигационной тематике.