logo Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» - Ваш гид в мире навигации!
flag
flag

25.03.2016 «Компас» укажет курс

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник производства Московского конструкторского бюро «Компас» Татьяна КСЕНОФОНТОВА

Вклад ОАО «МКБ «Компас» в обороноспособность России невозможно переоценить. Изделия этого конструкторского бюро установлены на самолётах и вертолётах, космических ракетах-носителях и корректируемых бомбах, используются в высокоточном оружии и тренажёрах для лётчиков палубной авиации НИТКА... Чем сейчас живёт коллектив предприятия, какие проблемы решает, к чему стремится в ближайшем будущем? Об этом, и не только, – наша беседа с одним из руководителей КБ.


- Наши читатели чётко представляют себе обычный компас со стрелкой, но далеко не каждый из них знаком с радиокомпасом. Татьяна Евгеньевна, поясните, пожалуйста, -в качестве ликбеза, - что это за устройство и каков принцип его работы?
- Радиокомпас - достаточно сложное радиоэлектронное устройство, которое обеспечивает радионавигацию и применяется в авиации для решения задач пилотирования.
- Подобно автомобильному навигатору?
- Автонавигатор получает сигнал от спутника системы ГЛОНАСС или GPS. Но в условиях военного времени либо в иной критической ситуации сигналы со спутников будут заглушены или пропадут, или начнут специально выдавать ошибку чужим потребителям. Кроме того, сигналы спутников GPS и в мирное время практически не ловятся в северных широтах. Недавно, например, был случай, когда лётчики гражданской авиации смогли вывести свой самолёт из зоны, в которой отсутствовали сигналы со спутников GPS, именно с помощью нашего автоматического радиокомпаса.
Экипаж летательного аппарата с помощью радиокомпаса может решить задачи пилотирования (определение курса полёта) и выйти в нужную точку при заходе на посадку. То есть радиокомпас позволяет экипажу в случае отсутствия сигналов от спутников удерживать курс самолёта в заданном направлении, проследовать к заданному аэродрому и благополучно приземлиться.
К числу новейших разработок нашего предприятия в этой сфере относятся малогабаритные автоматические радиокомпасы АРК-35-1 и АРК-40. По сравнению с предшественниками у них гораздо выше технические характеристики, они легче в два раза, меньше в объёме. Их энергопотребление снижено в 6-8 раз. Отсутствие у изделий электромеханических узлов увеличило надёжность аппаратуры.
- Позвольте ещё один дилетантский вопрос... Для чего это радионавигационное устройство лётчику? Вы объяснили - он должен знать своё местонахождение в воздухе в любой момент времени. А зачем ваши приборы ракетам, в том числе баллистическим?
- На ракетах и других непилотируемых аппаратах автоматических радиокомпасов нет - там используются только системы навигации. Устанавливаемые на них навигационные блоки используют сигналы спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
- То есть ракета "знает", над чем она пролетает?
- Да, "знает", причём всегда. Если говорить о межконтинентальных баллистических ракетах и космических ракетах-носителях, то там наш прибор не выводит ракету куда-то, а является, так сказать, "чёрным ящиком", который просто отслеживает траекторию движения и служит для внешних траекторных измерений. По его показаниям на земле точно знают, как и куда летит ракета.
Наши изделия устанавливаются и на высокоточное оружие.
- То есть точность попадания морских ракет "Калибр" - это заслуга и специалистов "Компаса"?
- Да, в том числе и наша. Радионавигационные приборы дают иногда более высокую точность, чем другие системы наведения.
- Насколько создание системы ГЛОНАСС изменило требования к производимой вашим предприятием аппаратуре?
- Спутниковая навигация появилась в начале 1990-х, а первые четыре спутника отечественной Глобальной навигационной системы были выведены в середине 1990-х. И тогда главные конструкторы нашего КБ пришли к выводу, что мы свои изделия должны делать под ГЛОНАСС. Технически это было несложно.
Спутники работают на определённых частотах, и в своё время, когда Запад убедился, что у нас тоже появится своя навигационная система и большая спутниковая группировка, стало понятно, что надо договариваться, чтобы их спутники не "перехлёстывались" с нашими. Договорились и развели частотный диапазон американских и российских спутников.
С 2007 года "Компасу" пришлось за счёт собственных средств (тогда мало что финансировалось) переделывать приёмники в наших приборах под отрицательные литерные частоты от спутников группировки ГЛОНАСС. Потому что в противном случае они не "работали" с частью наших спутников, а принимали только спутники GPS ("Навстар"), хотя в техническом задании было записано, что они должны были "видеть" спутники и ГЛОНАСС, и GPS. В прибор мы внесли необходимые изменения, и сейчас наш приёмник сигналов космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS великолепно работает. Для работы нашему прибору достаточно 4 спутника, и не важно какие - наши или американские. При этом использовать спутники ГЛОНАСС гораздо лучше в северных широтах, где сигнал GPS ловится очень плохо. Сегодня наши приборы в приоритетном порядке настроены работать с системой ГЛОНАСС, что не позволяет допускать преднамеренных ошибок (из-за заведомо ложной информации от спутников системы GPS) в определении координат и точности летательного аппарата (ЛА).
У нас на "Компасе" много навигационных приборов ГЛОНАСС-GPS. В их числе "линейка" приборов А-737 (пультовая и беспультовая), А-737И, работающая по импульсным фазовым сигналам с земли, А-737Д, работающая по дифференциальным поправкам, получаемым с наземных базовых станций, которые выполняют функцию "спутника" на земле и позволяют нашим приборам исключить погрешность прохождения сигнала между спутником и землёй, тем самым значительно увеличить точность в определении координат ЛА, а также навигационный картографический планшет А-737ПЛ. Планшет А-737ПЛ используется в основном для проверки точности показаний других навигационных комплексов, поскольку вероятность его безошибочных показаний достигает 0,97. Более того, сейчас мы разработали ещё более совершенный планшет - значительно меньшего размера.
- Кто является вашим основным заказчиком?
- Заказы поступают в основном из Министерства обороны и Минпромторга России.
Важно ещё тесно взаимодействовать с главными конструкторами летательных аппаратов. Год убеждаешь, год пробуешь, проводятся испытания. В конечном итоге нас вписывают в спецификацию с помощью извещения об изменении конструкции и мы получаем возможность установки новых наших изделий при модернизации самолётов и вертолётов.
Наши приборы стоят на всех вертолётах Ростовского завода (Ми-24, Ми-26, Ми-28), на машинах Камова Ка-52 и Ка-31, вертолётах Казанского вертолётного завода, самолётах Ту-160,Ту-142, Ту-22М3, Су-25, Су-27, Су-24, Бе-200, МиГ-29, Ил- 96 и Ил-76. Приборы нового поколения установлены на Су-35 и Т-50. Причём с обновлением бортов устанавливаются и новые модификации наших приборов. В этом году нам предстоит сделать более 200 приборов АРК. Кстати сказать, этот прибор намного сложнее (в изготовлении, регулировке, эксплуатации), чем навигационный ГЛОНАСС-GPS, т.к. работает на очень широком диапазоне частот.
- Элементная база используется наша или импортная?
- В основном (и не только у нас, а на всех предприятиях отрасли) приборы сделаны на импортной элементной базе. Что поделаешь, если в 1990-е нашу промышленность фактически уничтожали. И когда возникла потребность быстро сделать такие приборы, а дешёвая и вполне надёжная импортная элементная база текла к нам в страну рекой, естественно, все стали её использовать. В автоматических радиокомпасах также частично используется импортная элементная база.
В 2014 году промышленная политика резко изменилась, мы наконец-то перешли к замещению импорта. И в АРК к настоящему времени осталось всего два импортных элемента (выпуск четырёх освоили отечественные предприятия). Сейчас идёт проработка основной платы приёмника, что самое сложное. К тому же этот прибор полностью аналоговый, в котором используется не обычная микросхема, а очень жёсткое взаимодействие всех элементов между собой (магнитных полей, например). Эта техника дороже, но она и точнее. "Цифра" хороша для обработки сигнала, а для определения каких-то тонкостей лучше аналоговая аппаратура.
АРК - прибор скорее аварийный. Когда приёмник ГЛОНАСС-GPS работает нормально, используют именно его - летишь по ГЛОНАССУ, и всё замечательно. По АРК проверяют курс и координаты, если появляются сомнения; в таком случае всегда можно скорректировать курс по АРК.
- Возглавляемое вами МКБ "Компас" является ведущим разработчиком и изготовителем бортовой навигационной аппаратуры для нужд Минобороны России. Так что значение бесперебойной работы МКБ для обеспечения обороноспособности страны трудно переоценить. Татьяна Евгеньевна, с гособоронзаказом справляетесь?
- Все последние 15 лет мы работаем исключительно по ГОЗ. И во всяком случае до 2015 года мы не сорвали ни одного гособоронзаказа. Причём объёмы производства у нас росли постоянно.
Что касается ближайших поставок, то, как правило, у нас очень большая загрузка, и в случае, когда кому-то из наших заказчиков, тем же "туполям" или "мигарям", требуется опережающая поставка, они нас об этом предупреждают, если в нашем с ними договоре указаны более поздние сроки. И мы, как правило, идём навстречу.
Почему мы в состоянии это сделать? У нас, конечно, приборы сильно отличаются друг от друга, но в основе их лежит уже давно принятое фундаментальное решение самого приёмника и передатчика. То есть антенна может выглядеть как угодно, но внутри сам блок усилителя с фильтрацией разработан в одном схемотехническом решении. Основные платы и блоки приёмника и передатчика идентичны.
- Помех ваши приборы не боятся?
- Новые приборы - следующая линейка после А-737 - не боятся. Это помехозащищённая аппаратура, она устанавливается на самолёты, вертолёты, бомбы, ракеты. Кроме того, она выпускается в виде мобильного планшета, который можно использовать как дополнительное навигационное средство для работы штурмана.
- То есть нашим лётчикам по этому поводу можно не переживать: координаты определить они всегда смогут, положить в "колышек" ракету или корректируемую бомбу - тоже?
- Да, смогут. Единственная проблема - и руководство страны правильно говорит - необходимо импортозамещение.
- А разве ваше предприятие от западных санкций как-то пострадало?
- Практически нет, хотя импорта у нас довольно много. Дело в том, что мы не использовали никаких украинских деталей. Были европейские, но Европа практически ничего не делает у себя. Она всё производит в Южной Корее и Китае. Китай же, да и Южная Корея, - наши друзья. А мы используем в основном китайскую элементную базу, и китайцы всё готовы поставлять. Правда, цена немного выросла, так что если мы и пострадали немного, то экономически в связи с ростом цен. А Родина применительно к возможности обладать нашей продукцией и использовать её для укрепления обороноспособности страны точно не пострадала.
Наконец, сейчас усиленно внедряется программа импортозамещения. И это правильно. Если речь идёт о военной продукции, то мы должны иметь все комплектующие отечественного производства. Делается по имортозамещению немало. В 2014 году об этом стали часто говорить, но тогда ещё я не видела реальных желаемых плодов этих разговоров. А вот в 2015 году их, результатов, появилось очень много. Мне безостановочно поступают письма с разных предприятий о планах разработки различных микросхем с тем или иным функционалом. Новые, только что разработанные нашей промышленностью изделия элементной базы - добротные, хорошего качества. Выпуск новой элементной базы начался на отечественных заводах.
- То есть мы в России всё необходимое для себя сможем сделать сами?
- Сможем. Правда, есть некоторые вопросы по технологии. Простейшую элементную базу - реле, резисторы, конденсаторы, транзисторы, модули питания - наши предприятия изготовят. Кстати, модули питания, генераторы сигналов мы вообще никогда не закупали за границей - их прекрасно делает завод "Морион" в Санкт-Петербурге. Изделия этого завода выдерживают большой перепад температур и тряску. Фильтры у нас прекрасные. Качественные малошумящие усилители производит подмосковный завод "Исток" во Фрязино.
А вот микросхемы той степени интеграции, которой добились китайцы, вот эти чипсеты с сотнями миллионов вентилей в микросхеме произвести без специального оборудования невозможно. У нас чудесные головы и руки, мы знаем, что нужно сделать и как, но не обладаем оборудованием, способным произвести чипсеты высокой разрешающей способности. Оборудования для микроэлектроники у нас нет.
- Кстати, а каких годов выпуска оборудование вашего предприятия?
- В рамках Федеральной целевой программы по обновлению оборудования на предприятиях военно-промышленного комплекса "Компасу" были выделены значительные средства. Естественно, мы перед этим разработали план технологического перевооружения предприятия (модернизация всех участков, покупка нового оборудования). В результате было намечено переоборудование всех основных цехов. Полагали, что денег вполне хватит, шёл 2012 год. ФЦП была рассчитана на четыре года. В 2012-м пришёл первый транш, в 2013-м - второй, в 2014-м - третий. За счёт средств ФЦП мы провели полное переоснащение механообрабатывающего производства.
Чтобы было понятно читателям, на нашем заводе мы не делаем только двух вещей из необходимого нам: многослойные печатные платы и деревянные ящики для готовой продукции. По ГОСТу на военную технику упаковка должна выдерживать чуть ли не десантирование на парашютной системе.
Сейчас у нас очень хорошее механообрабатывающее производство: пятикоординатные токарно-фрезерные обрабатывающие центры.
Мы полностью модернизировали термовакуумное напыление, фотолитографию, гальванику, приобретя новое отечественное и импортное оборудование.
- Получается, "Компас" в результате упомянутой ФЦП получил лучшее оборудование в мире?
- Абсолютно точно! Основному оборудованию у нас 2-4 года, служить оно должно больше 20 лет.
Однако до печатных плат мы "не добрались"...
- Наступил 2014 год?
- В 2014-м мы должны были сделать участок печатных плат для опытных образцов.
Кроме этого, мы планировали создать на заводе за счёт средств ФЦП функциональный контроль, получив испытательное оборудование (рентген, автоматические оптические инспекции, термокамеру, ударные стенды). Всё оно тоже немецкое или японское. Однако эти планы реализовать не удалось.
Если бы у нас было такое оборудование, мы всё сделали бы сами. В России нужно возродить станкостроение, разработав для этого специальную ФЦП. Если мы станем выпускать необходимое технологическое оборудование, всё остальное мы точно разработаем и сделаем!
- Какие новые работы "Компас" выполнил в последнее время, выполняет сейчас и готовится произвести в ближайшей перспективе?
- Мы выиграли объявленный Министерством обороны конкурс и недавно приступили к работе по созданию системы визуализации движения танковых подразделений. Это - новое направление нашей работы, хотя наши приборы уже используются в "Танковом биатлоне", и мы продолжаем взаимодействовать в этом направлении с ведущим заводом-изготовителем бронетанковой техники.
Перспективной является работа с иностранными заказчиками, с Рособоронэкспортом, ведь СССР в своё время поставлял очень много вооружения за рубеж. Оно, естественно, стареет, хотя и остаётся в рабочем состоянии, поскольку очень надёжное. Требуется его модернизация, чем наше предприятие тоже занимается. Например, мы сейчас занимаемся модернизацией электронного комплекса управления оружием зенитных пушечно-ракетных комплексов "Тунгуска".
Мы работаем над системами наведения высокоточного оружия и, скажем так, делаем высокоточными ранее произведённые и экспортированные ракеты.
Специалисты "Компаса" производят спутниковую систему посадки летательных аппаратов на авианесущие корабли: корабельную и вертолётную (самолётную) её составляющие. Мы создали всю электронику и механику тренажёра для палубной авиации НИТКА в Ейске.
Наконец, в сфере приложения наших возможностей появились беспилотные летательные аппараты и робототехника.
- Татьяна Евгеньевна, давайте попробуем заглянуть в завтрашний день. Куда направлен вектор развития радионавигации? Аппаратуру с какими параметрами и возможностями вы начнёте выпускать в ближайшем будущем?
- В ближайшее время все наши приборы будут становиться всё более сложными функционально, то есть станут работать не только по ГЛОНАСС и GPS, но и по европейскому Galileo и китайскому BeiDou (Compass).
Кроме того, мы не стоим на месте, и очень часто для того чтобы создать надёжный прибор и не нагружать его элементами конструкций, которые нам не совсем подходят (раньше это приходилось делать, потому что других элементов не было), уже 4-й год мы создаём свои микросхемы. Изготовить микросхему мы не можем - нет оборудования. А вот разработать её, то есть придумать, рассчитать и спроектировать чипсет, его конструкцию и функционал, - вполне! Мы уже успешно разработали несколько чипсетов именно под нужные нам функции. Затем мы их заказываем на том или ином китайском предприятии.
- А как насчёт китайского пристрастия к копированию?
- Мы видели китайские микросхемы, похожие на наши, которые в Китае производились по нашей документации. Однако создать конструкцию - это полдела. Главное - какую вы в неё "зашьёте" программу. И нашу программу пока никто не повторил. А с другой программой изделие в конечном итоге получится другим.
При повышении функциональных возможностей наши приборы в будущем станут ещё более компактными, ещё более надёжными, то есть способными ещё дольше работать без отказов и поломок, в том числе в экстремальных условиях. И конечно же, ещё более защищёнными от помех.
Параллельно с совершенствованием приборов будут развиваться наши технологии. Кстати сказать, если по приборам мы не отстаём от других передовых стран (более того, наши разработки в разы лучше любых иностранных), то по технологии их изготовления отсталость присутствует.
Иностранцы только-только нас догнали, реализовав то, что у нас было разработано в 1970 - 1980-е годы. Но на зарубежных предприятиях эти технологии - с использованием передового оборудования - уже прекрасно работают. Так что повторюсь: нам надо развивать собственное станкостроение, и тогда мы решим многие проблемы и с ещё большей уверенностью будем смотреть в будущее.



====================

В этот день год назад :
25.03.2015 (251) ГК «СКАУТ» и NAVITEL® произвели интеграцию своих систем мониторинга транспорта
25.03.2015 (267) Специалисты ГУП МО «МОБТИ» примут участие в конференции по вопросам кадастровой оценки с/х земель
25.03.2015 (276) «ИРЗ-ФОТОН» принимает участие в выставке ЭкспоЭлектроника
25.03.2015 (250) Создание конструкций в рамках проекта «Миллиметрон»
25.03.2015 (273) Поведение медуз изучили при помощи GPS


 вернуться

790





Результаты и продолжение





ГЛОНАСС и GPS навигация для профессионалов и пользователей – журнал «Вестник ГЛОНАСС»








RSS
Ассоциация "ГЛОНАСС / ГНСС - Форум" • Copyright © 2008
Контакты | Карта сайта