Утверждение концепции безопасности дорожного движения с участием беспилотников

Утверждение концепции безопасности дорожного движения с участием беспилотников

Утверждение концепции безопасности дорожного движения с участием беспилотников


Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал Концепцию обеспечения безопасности на дорогах с учетом внедрения беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Документ опубликован в пятницу на официальном портале правовой информации. 

Над Концепцией работали представители Минтранса России совместно с Минпромторгом и другими заинтересованными ведомствами, организациями и представителями экспертного сообщества. 

Документ предполагает внедрение в национальное законодательство регулирования в сфере использования высокоавтоматизированных, в том числе беспилотных транспортных средств. 

Согласно Концепции, массовое внедрение «высокоавтоматизированных транспортных средств» будет способствовать рациональному использованию парковочного пространства и экономии топлива «за счет применения рационального режима управления транспортным средством». Также по оценкам экспертов, беспилотники «могут дать экономию топлива в размере 19-22 процентов и увеличить скорость доставки грузов на 26-30 процентов по сравнению с транспортными средствами, управляемыми человеком».

Безусловно массовое внедрение высокоавтоматизированных авто будет способствовать снижению аварийности на дорогах. В документе отмечается, что при внедрении высокоавтоматизированных транспортных средств величина предотвращенного ущерба от ДТП на территории субъектов страны составит сотни миллиардов рублей, «что положительно отразится на экономической эффективности автомобильной отрасли». 

Для распространения беспилотных технологий необходимо наладить процесс обучения водителей высокоавтоматизированных транспортных средств для обеспечения безопасности при их эксплуатации. «Необходимо обеспечить не только необходимую профессиональную квалификацию водителей транспортных средств, достигаемую обучением, но и их психофизиологическую готовность к управлению транспортным средством и соблюдению правил дорожного движения», - отмечается в документе. 

В Концепции говорится, что для организации обучения по новым специальностям «потребуется разработка профессиональных стандартов и соответствующих образовательных программ, а также программ повышения квалификации педагогического состава, который будет проводить обучение персонала по указанным инновационным специальностям».

Среди новых специальностей в сфере производства и эксплуатации беспилотных ТС должны появиться следующие профессии: специалист транспортных ИТ-систем, специалист по проектированию и производству, технолог, оператор специального оборудования, сборщик узлов, испытатель ТС на виртуальных полигонах, разработчик навигационных систем, сценарист дорожных сцен (разработчик алгоритмов реагирования высокоавтоматизированных транспортных средств на различные дорожно-транспортные ситуации) и другие.

При этом ожидается и сокращение числа рабочих мест. «Некоторые профессии станут не востребованы, некоторые будут существенно сокращены. Полное решение этой проблемы возможно путем переквалификации работников», - говорится в тексте документа. 

Концепция также устанавливает, что безопасность дорожного движения с участием самоуправляемых транспортных средств будет обеспечиваться коммуникацией беспилотников друг с другом и с дорожной инфраструктурой (технологии v2v и v2x), а также управлением транспортных потоков со стороны интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено создание ИТС и выработка подходов к обустройству дорожно-транспортной инфрастурктуры, обеспечивающей движение беспилотных машин. 

Принятие концепции откроет дорогу для разработки законодательных и нормативных-правовых актов, регулирующих использование высокоавтоматизированных, в том числе беспилотных автомобилей. 



Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"