Представлена технология для беспрепятственной навигации по Северному морскому пути

Представлена технология для беспрепятственной навигации по Северному морскому пути

Представлена технология для беспрепятственной навигации по Северному морскому пути


Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» комплексные решения на основе услуг спутниковой навигации и дистанционного зондирования Земли для развития беспрепятственного судоходства по Северному морскому пути.

В основе решения — устанавливаемый на морское судно помехозащищенный навигационный модуль разработки РКС. Это изделие размером с компакт-диск и толщиной два сантиметра оснащено восемью плоскими антеннами, каждая из которых размером с двухрублевую монету. Главная задача такого модуля — определять местоположение пользователя в пространстве вплоть до метра даже в условиях воздействия помех, мощность которых превышает мощность слабых спутниковых навигационных сигналов.

Новая технология РКС объединяет навигационные данные и спутниковую информацию дистанционного зондирования Земли в единую цифровую связку. Совмещенная информация поступает на навигационное оборудование судна и позволяет в режиме реального времени строить маршрут с учетом окружающей ледовой и метеообстановки.

За взаимодействие бортового навигатора и комплекса спутниковых решений РКС отвечает программное обеспечение компании «Космические коммуникации» (входит в РКС). Простой и понятный интерфейс программы предоставляет пользователю подробную информацию о навигационной обстановке и дает рекомендации по маневрированию судном в текущих условиях. Пользовательская программа объединена в систему абонентов и позволяет взаимодействовать с другими пользователями навигационного решения.

«Представьте, в Северном Ледовитом океане идет ледокол, впереди — непроходимые льды. В каком направлении капитану вести судно, как маневрировать, чтобы достичь конечной точки маршрута? Один из спутников для мониторинга, благодаря «зрению» бортовых многозональных скандирующих устройств РКС, с орбиты увидит, где лед на маршруте самый тонкий, объединит это с навигационными данными о текущем положении корабля и выстроит геометрически сложный маршрут. Эта информация отобразится в навигаторе судна в виде такого алгоритма: проплыть 270 метров прямо, повернуть налево на 90 градусов и проплыть еще 70 метров, повернуть на 30 градусов направо, двигаться прямо 3 километра и так далее. С капитанского мостика ледовая толща будет выглядеть однородной, однако спутниковые данные помогут преодолеть маршрут безопасно и беспрепятственно», — пояснил главный конструктор РКС по внедрению результатов космической деятельности Михаил Киречко.
Все технические решения РКС выпускаются в защищенном виде, информация между наземными и космическими сегментами комплекса передается по помехоустойчивым защищенным каналам связи через спутники-ретрансляторы серий «Луч» и «Гонец».

Источник: АО РКС