Свяжитесь с нами:

Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам.

Россия нуждается в полигонах для испытания самоуправляемых автомобилей

Россия нуждается в полигонах для испытания самоуправляемых автомобилей

Россия нуждается в полигонах для испытания самоуправляемых автомобилей


В транспортных системах различных стран происходят глубокие изменения, вызванные волной технологических инноваций и прорывных бизнес-моделей. В то же время необходимость решения проблем повышения безопасности, эффективности и устойчивости транспортных систем приобретает особенную остроту. Результирующие преобразования создают огромные социально-экономические возможности для бизнеса и граждан. Сотрудники акционерного общества «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Виталий Комаров и Сергей Гараган предлагают требования к транспортным средствам с высокой степенью автоматизации вождения, методический подход к организации их сертификационных испытаний, и рекомендуют общие требования к полигонам для проведения таких испытаний.

Проведение автономных испытаний отдельных подсистем позволяют значительно сократить количество ситуаций, подлежащих моделированию, широко использовать автоматизацию испытаний и обработки их результатов, а также охватить широкий круг возможных ситуаций, включая те, которые сложно воспроизвести в условиях натурных испытаний транспортных средств.

Для проведения испытаний, подтверждающих соответствие ТС с высокой степенью автоматизации вождения (ВАВ) вышеуказанным требованиям, целесообразно создавать специальные полигоны, обеспечивающие формирование необходимых условий подтверждения соответствия ТС.

В настоящее время создан ряд полигонов, например, в Мичиганском университете, однако, судя по опубликованным материалам, они не обеспечивают проверку всех вышеперечисленных требований к ТС ВАВ.

В России также создаются подобные полигоны и их элементы, в частности, в Центре испытаний НАМИ, однако их возможности пока весьма ограничены.

В этой связи представляется целесообразным сформулировать требования к полигонам для проведения сертификационных испытаний транспортных средств с высокой степенью автоматизации вождения.

Такие полигоны, по мнению авторов, должны включать следующие элементы.

1. Участки дорог, включая:

  • автострады с въездами, выездами и развязками;

  • участки городской улично-дорожной сети с имитацией городской застройки, перекрестками, светофорами, дорожными знаками, включая знаки переменной информации, информационными табло и другим дорожным оборудованием;

  • участки загородных дорог с имитацией железнодорожных переездов, сложной конфигурацией (серпантины, крутые подъемы и спуски, резкие повороты и т. п.);

  • участки бездорожья, если предполагается испытывать ТС, предназначенные для движения в таких условиях. Параметры бездорожья должны соответствовать параметрам, заданным в нормативных документах, определяющих порядок испытаний.

На дорогах должны размещаться дефекты дорожного покрытия, подлежащие обнаружению системой автоматического вождения (САВ).

2. «Выставку» объектов, подлежащих обнаружению и распознаванию средствами САВ. Расположение объектов относительно дорог должно обеспечивать их наблюдение с ТС под различными ракурсами. Представленные объекты (макеты объектов) должны иметь характеристики отражения в диапазонах функционирования средств наблюдения САВ, соответствующие характеристикам отражения реальных объектов. Подвижные объекты (транспортные средства, люди, животные) целесообразно представлять макетами, которые в случае столкновения с ТС не наносят им ущерба. Такие макеты могут изготавливаться из материалов низкой плотности (фанеры, пластика и т. п.) и при необходимости устанавливаться на легкие тележки, оснащенные электродвигателями и средствами программного либо дистанционного управления.

3. Средства имитации опасных природных явлений (оползни, камнепады, лавины, наводнения, лесные пожары и т. п), воздействующих на дорожное полотно либо происходящих вблизи дороги.

4. Объект (коридор, павильон), позволяющий создавать на участке дороги искусственный дождь либо пыльную (песчаную) бурю. Совмещение этих задач на одном объекте может позволить сэкономить средства на сбор песка (пыли) после испытаний с использованием искусственного дождя.

5. Объект (павильон), позволяющий создавать на участке дороги обледенение и/или снегопад с ветром различной скорости и направления.

6. Объект (коридор, павильон), изолирующий ТС от получения радиосигналов внешних объектов.

7. Средства имитации импульсных (молния, сварка) и постоянных (прожектора, другие осветительные приборы) источников света, в том числе размещенные на макетах транспортных средств.

8. Источники электромагнитного излучения, позволяющие имитировать помехи радиолокационным датчикам и средствам связи САВ от радиолокационных средств других транспортных средств, в том числе размещенные на макетах ТС, а также других объектов (радиолокаторы, радио- и телевизионные станции и т. п.).

9. Участки дорог, которые могут быть залиты слоем воды заданной толщины.

10. Испытательный стенд (стенды) для проведения виртуальных испытаний САВ, их подсистем и элементов.

11. Средства имитации взаимодействующего с ТС ВАВ оборудования заправочных/зарядных станций, автомоек, пунктов весогабаритного контроля, средств автоматизированной оплаты проезда по платным участкам дорог, внесения других обязательных платежей.

12. Устройства обмена информации с САВ, предназначенные для использования владельцами, пользователями ТС ВАВ, сотрудниками контролирующих органов, регулировщиками, ремонтным и обслуживающим персоналом.

13. Вычислительные средства и программное обеспечение, предназначенные для испытаний по преодолению защиты кибербезопасности и вредоносному доступу к САВ.

14. Средства измерения в необходимых случаях параметров движения и состояния испытуемых ТС и условий проведения испытаний.

15. Центр управления полигоном, обеспечивающий:

  • управление объектами и элементами полигона в соответствии с заданной программой испытаний;

  • отслеживание, фиксацию, а при необходимости – измерения параметров движения и состояния испытуемых ТС и условий проведения испытаний;

  • обработку данных, полученных при испытаниях;

  • выполнение функций ЦУДД, необходимых для проведения испытаний.

Параметры элементов испытательных полигонов должны определяться исходя из требований нормативных документов, устанавливающих порядок проведения сертификационных испытаний.