Свяжитесь с нами:

Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам.

Необходим государственный заказчик для сетевых навигационных технологий

Необходим государственный заказчик для сетевых навигационных технологий

Необходим государственный заказчик для сетевых навигационных технологий

Необходим государственный заказчик для сетевых навигационных технологий


Своим мнением по вопросу создания и развития высокоточных сетей спутниковой навигации с журналом «Вестник ГЛОНАСС» делится руководитель аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьёв.

– Какая проблема, в области высокоточной навигации, является ключевой?

– В настоящее время, на мой взгляд, ключевым, главным вопросом, без решения которого процесс развития высокоточной спутниковой навигации в нашей стране может зайти в тупик, является устранение технологического отставания в области освоения и продвижения высокоточных сетевых технологий.

Сейчас перед нами стоит задача не просто не отстать в развитии навигационных сетей, а догонять другие страны высокими темпами. Многократно звучит вопрос, можем ли мы создать сетевые технологии. Ответ: «Можем, но нет заказчика». И даже если появляется некий локальный заказчик, например коммерческая организация, она требует готовый продукт, а исполнителю в таком случае легче скооперироваться с иностранной фирмой, имеющей такое готовое решение, чем разрабатывать что-то своё. То есть, развитию мешает наше технологическое отставание, поскольку технологии берутся в готовом виде и переносятся на нашу почву. Технологии зарубежные, технические средства тоже выполнены за рубежом. В итоге получается, что та отрасль, которая должна была возвращать средства, затраченные на ГЛОНАСС, и развивать смежные отрасли, занимается лишь интеграцией готовых зарубежных решений и получением некоей прибавочной стоимости. Вся материальная часть уходит за рубеж. Те сетевые технологии, которые у нас должны быть и способствовать развитию отечественной навигации, остаются неосвоенными.

– Что же надо делать, чтобы исправить положение по развитию отечественного координатно-временного и навигационного обеспечения?

– Необходимо понимать, что высокие передовые технологии нам никто не передаст и не продаст. Это хлеб владельцев: продал технологию – ушёл с рынка. Частные случаи, конечно, бывают, но они погоды не делают. Поэтому мы должны развивать высокоточные сетевые технологии сами. К сожалению, такие работы в реализуемых мероприятиях ФЦП (федеральная целевая программа, прим. Редакции) прописаны далеко не в полном объёме. Не всё можно было предусмотреть при формировании ФЦП 6-7 лет назад. Предложил бы под эгидой генерального конструктора системы ГЛОНАСС и главного конструктора НАП (навигационная аппаратура потребителя, прим. Редакции) сформировать программу научно-экспериментальных исследований по изучению многостанционного доступа и виртуальных методов формирования высокоточных навигационных спутниковых сетей. В качестве некоторой этапной цели можно было бы предложить рассмотрение возможностей создания на территории России национальной версии IGS, которая, естественно, входила бы в общую IGS и взаимодействовала с единой европейской системой, национальными системами соседних с Россией государств.
Уверен, это предложение заинтересует ведущих разработчиков навигационной аппаратуры, а также интеграторов, работающих во многих отраслях экономики, науки и техники.

– Существуют ли высокоточные сети в России?

– Да, такие сети развёрнуты и в России, хотя и не охватывают всю страну, не являются общенациональными. Это скорее муниципальный или коммерческий уровень. По некоторым оценкам, пока ещё развёрнуто от 1000 до 1500 станций разного класса. Для сравнения, в Белоруссии, территория которой почти в 100 раз меньше нашей, этих станций всего на порядок меньше. Соответственно, плотность расположения станций на порядок больше.
При этом в России в основном используется иностранная аппаратура, львиная доля которой принадлежит двум известным фирмам Trimble и Leica. Хорошая техника? Да, хорошая. Поэтому когда возникает заказ на установку той или иной высокоточной сети, и заказчику и непосредственному исполнителю выгоднее обратиться в эти фирмы, у которых всё готово и отработано, чем пытаться сначала задать разработку российскому предприятию с длительным сроком исполнения и неизвестным результатом.
Можем ли мы сами создавать подобную технику? Да, можем. Вот, уже в Новосибирской области с базовыми станциями фирмы Leica работают российские роверы – навигационные приёмники для подвижных объектов (КБ «НАВИС»). Есть уже опытные образцы самих базовых станций. В рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» ведётся опытно-конструкторская работа «создание глобальной системы высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации в реальном времени для гражданских потребителей на базе развития подсистемы сбора, анализа и предварительной обработки информации» (ОКР «Сигал»). Получены многообещающие результаты, которые позволяют нам уверенно говорить о том, что мы способны реализовать построение сетевых структур высокоточной навигации в масштабах всей страны и даже выйти за её пределы.
Это означает, что наступило время, когда можно ограничить зарубежное присутствие на рынке высокоточной навигации.

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"